Задачи проекта

Для достижения цели проекта, а именно, размножения настоящих «диких» пчел, превосходящих обыкновенных пасечных по выносливости, долговечности, дальности лёта и т.д., необходимо решить ряд задач:

Что такое самые подходящие естественные условия для пчел?
Вопрос не тривиальный и на этот счёт ведутся нешуточные дебаты между пчеловодами:
— рамки или языки?
— борть, колода или улей?
— зимовка на воле или в омшаннике?
— подкормки, утепления, сроки отбора мёда…

Предлагаю вместо дебатов о методах пчеловождения взглянуть на ячейку пчелиного общества, в которой происходит развитие личинки: относительно неё споры пчеловодов находятся как бы на макроуровне, уровень же ячейки хорош тем, что для него естественная норма имеет вполне измеримые значения и спорить в общем-то не о чём:

1) Температура в расплодной ячейке должна поддерживаться пчелами на уровне 35-36 градусов Цельсия, который является
нормальным для развития личинки, в такой ячейке пчела развивается 21 день, от того как хорошо выдерживается эта норма зависит очень многое: сила семьи, долговечность пчел. Если температура в ячейке будет на пару градусов ниже — такое бывает по краям расплодной части гнезда, то пчеле потребуется больше времени для созревания, например, 23 дня и как результат она рождается некачественной. Ничего хорошего не будет также и при повышении температуры хотя бы на пару градусов — такое бывает в центре гнезда (пчёлы стараясь поддержать оптимальную температуру для большей части расплода вынуждены чуть перегревать центр гнезда), в результате пчела развивается быстрее, например, за 19 дней и также получается неполноценной. Такие пчелы недолговечны и менее работоспособны.
Разброс температур от центра расплода к его краю в широком рамочном улье тем больше, чем меньше сила семьи. Сила семей в рамочных ульях определяется количеством пчёл и сильную семью принято называть многомушной. Отметим, что даже сильная семья не способна в дадановском улье обеспечить идеальные условия для всех расплодных ячеек особенно в холодное время: апрель/май и август/сентябрь, поскольку пчелы не перекрывают гнезда и от центра гнезда к краю в холодные дни будет заметный градиент температуры. Понятно, что в многомушной семье отдельные пчелы, благодаря более благоприятным условиям формирования, будут более сильными, чем в маломушных семьях, то есть количество переходит в качество. Однако, очевидно, что в условиях широкого гнезда требование к необходимому количеству пчел является слишком жестким, то есть упор делается в первую очередь на количестве и возникает справедливый вопрос: естественно ли это для пчёл? Справедливый вопрос справедлив ещё и потому, что второе требование полноценного развития личинки в ячейке вступает в некоторое противоречие с многомушностью семьи:

2) Требование к кормлению личинок: стадия
открытого расплода — это непрерывная фаза пищеварения — за 6 дней личинка вырастает в полторы тысячи раз и самое критичное время для неё — это заключительный 6-ой день — сильно увеличившаяся личинка требует больше корма. Корм положенный в ячейку к однодневной личинке хватает ей надолго и пчелы-кормилицы не скоро к этой личинке возвращаются. Воспитание же шестидневной личинки происходит в режиме нон-стоп: одна пчела-воспитательница едва успевает сменять другую. Чем более обильное питание получат личинки, тем более сильные пчелы из них родятся. В такой ситуации на вопрос о естественном количестве выращиваемого расплода и о темпах его роста от весны к лету и о темпах замедления от лета к осени может дать ответ лишь система дифференциальных уравнений с несколькими неизвестными. И далеко не факт, что количество пчёл в многомушной дадановской семье является оптимальным для пчелиной семьи как таковой.

3) Третий кит, на котором зиждется сила пчелиной семьи — это влияние температуры улья на взрослых пчёл, на продолжительность их жизни.

Известно, что осеннее поколение пчел живёт более 9 месяцев — им необходимо перезимовать, а затем выкормить и воспитать весеннее поколение пчел. Летние пчелы согласно учебникам живут около 40 дней. Столь сильная разница в продолжительности жизни связана:
— с более обильным питанием осенних личинок, поскольку количество расплода от лета к осени сокращается. Осенние пчелы крупнее и у них более развито жировое тело;
— с тем, что осеннее поколение пчел перед зимней спячкой не выполняет никаких работ, то есть в зиму они уходят со свежими силами;
—  наконец, зимой не выращивается расплод и температура в центре клуба пчел держится на уровне не выше 25 градусов Цельсия.

Менее известный факт: пчелы в семье по тем или иным причинам не выращивающей расплод даже летом могут прожить более ста дней. Это было показано В.Г. Кашковским и другими учеными пчеловодами, в этом убедился и автор проекта на своём опыте неудачного заселения бортевого дерева на южном склоне Лысой горы:

ссылка на видео на youtube

При заселении колоды я, должно быть, повредил матку и потом выяснилось, что она не червила и семья не выращивала расплод. Мы заселили колоду 24 июня, а пчелы в сентябре ещё продолжали летать, к концу сентября стало заметно, что в колоде пчел осталось очень мало, в октябре в ответ на стук по колоде раздавалось слабое нестройное жужжание, разобрал колоду только в ноябре, когда в ней уже была тишина и извлёк килограммов десять мёда в абсолютно чистых светлых сотах, в которых не выращивалось никакого расплода (семья не отрутневела, видимо, матка была среди них).

фото

То есть пчелы жили в колоде с июня по сентябрь — не менее трёх месяцев, так на отрицательном опыте я убедился, что срок жизни пчел значительно увеличивается при снижении температуры в гнезде с 36 до 25 градусов Цельсия.

Теперь можно перейти от уровня ячейки на макроуровень пчеловода, чтобы решить как можно способствовать росту силы семей.

Условия для роста силы семьи более благоприятны в тесном жилище, где пчелы способны перекрыть сечение гнезда, так им легче формировать тёплую зону, которая за счет уменьшения теплопотерь будет располагаться БОЛЕЕ НАД обогревающим её клубом, чем в широком гнезде. Соответственно, взрослые пчелы будут меньше подвергаться отрицательному воздействию высокой температуры. В то же время расплод будет более равномерно обогрет за счёт того же уменьшения теплопотерь. В тесном жилище, куда не подставишь ни сушь, ни вощину всегда будет дефицит свободных ячеек и он несколько снижает скорость яйцекладки королевы. Уменьшение количества выращиваемого расплода наряду с увеличением сроков жизни взрослых пчел создаёт более благоприятные условия для выкорма личинок.

Коснёмся ещё некоторых деталей:

Температура важна как для закрытого расплода, так и для открытого, но на стадии закрытого расплода происходят тончайшие химические реакции, для которых температурные условия чрезвычайно важны — личинка переваривает самаю себя и из полученного бульона выстраивается тело взрослой пчелы. Более того, на протяжении закрытой стадии имеются особенно критичные в этом отношении короткие моменты.
Иллюстрация: Когда пчеловод вынимает и разглядывает рамки с расплодом: «Так, так… каков портрет?», а особенно если подует ветерок, тогда наносится ощутимый удар по будущей силе тех личинок, у которых, например, в этот момент формируются тонкие крылышки. То есть, вынимать и разглядывать расплод — не естественно.

Считается, что трутни не приносят никакой пользы. На рамках, отстроенных с вощины пчелам приходится специально изменять размер ячеек, чтобы вырастить трутней. Количество трутней в таких семьях всегда меньше, чем в тех, где пчелам предоставлена свобода воскостроительства. Трутни вылетают на тренировку или на охоту в теплое послеобеденное время, а большую часть суток сидят в ульях и, оказывается, своими крупными мохнатыми телами греют расплод, то есть свой мёд они едят не зря. В семье с большим количеством трутней пчелы будут жить дольше, а работать больше. Ограничивать выращивание трутней — не естественно.

Два самых критических времени: ранняя весна (от неё зависит всё лето, главный взяток и дальнейшее) и период выращивания зимней пчелы (от него зависит зимовка и весеннее выращивание смены и дальнейшее). Слово дальнейшее показывает возможность рекурсивной зависимости наращивания силы семей, которая будет заключаться не только и не столько в многомушности семьи, а сколько в качестве самих пчёл (продолжительность жизни, эффективность) и соответственно в качестве матки.
Пример: положительный опыт содержания пчел внутри помещения с постоянной температурой.

о цели проекта | решение задачи